МКОО "Куликовская СОШ"

403930 Волгоградская обл., Новониколаевский район, х. Куликовский, ул. Пролетарская, 34

Телефон

8(84444) 6-43-71

Эл. почта xutkuliki2007@yandex.ru

Полезные ссылки:
  • mon.gov.ru – Министерство образования и науки РФ
  • obraz.volganet.ru – Министерство образования и науки Волгоградской области
  • edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
  • minobr34.ru - Министерство образования и науки Волгоградской области
  • novonikobr.ru - Учредитель МКУ "Комитет по образованию Новониколаевского района" 

Памятная стела, посвященная музейно-образовательному комплексу

 

       Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой  и общественной активности учащихся и имеет воспитательную и научно-познавательную ценность. Он собирает информацию о прошлой и современной культуре общества, что способствует формированию самосознания подрастающего поколения. Благодаря этому человек получает возможность ориентироваться в историческом и культурном пространстве. Современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней русской культуры. Для выбора жизненных идеалов, формирования эстетических ценностей и представлений учащимся необходимо создать условия для глубокого изучения народного искусства.

        Музей-мастерская  декоративно-прикладного искусства, созданная в нашей школе три года назад – это звено культурно-исторического воспитания. В его функции входит изучение бытовых и культурных особенностей народа. В коллекции музея представлены изделия народных умельцев, утварь,  учащимися и жителями хутора были подарены старинные часы, швейные машины, посуда,  старинный сундук, прялки, которые мы используем на уроках рисования, технологии, краеведения. Эти предметы старины удачно вписались в интерьер помещения, используются в работе  и способствуют развитию интереса к истории декоративно прикладного искусства.

       Одним из направлений работы школьной  мастерской  декоративно-прикладного искусства является экспериментальная работа, которая направлена на внедрение музейной педагогики и преподавания декоративно-прикладного искусства в образовательные области «Технология», «Изобразительное искусство», «Краеведение», «История», «Литературы».

       В ходе работы создаются  условия изучения народного декоративно-прикладного искусства и работы школьного музея,  как особого типа художественного творчества. Здесь возможны различные формы работы:  беседы, экскурсии, этнографические походы, фольклорные праздники и спектакли, организация и проведение выставок, участие в конкурсах, проведение мастер- классов, открытых занятий для детей и педагогов по народному русскому прикладному творчеству, транслирование педагогического опыта, посещение музеев и библиотек с целью знакомства с духовными ценностями и историей своей страны, проведение совместных с родителями праздников.

    За это время существования мастерской проделана большая работа. Вот уже второй год в школе реализуется программа «Краеведение» как дополнительный учебный предмет для обучающихся 7 классов. Задачами программы являются изучение видов и техник исполнения традиционных росписей по дереву, керамике, традиционной народной игрушки (тряпичная кукла, глиняная игрушка) плетению, валянию из шерсти и др., получение знаний по истории возникновения и развитию ремёсел.

      В 2018 году социально-образовательный  проект «Школа ремесла»  стал победителем  в XIII конкурсе  социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ» на территории Волгоградской области в номинации «Духовность и культура». Выделенные на реализацию проекта средства, размере 200 тыс. руб, будут использованы для закупки оборудования и расходных материалов для проведения практических занятий с обучающимися.

За время работы мастерской проходили выставки:

-  вышитых картин  жительницы хутора Сусоевой Алевтины Н,

- выставка «Страна игрушек», ученикам школы были представлены вязаные крючком игрушки, выполненные выпускницей школы -  Кузнецовой Марии Николаевны,

- выставка «Радуга из бисера», на которой были представлены вышитые картины из бисера жительницы х. Киквиде  Овчинниковой Таисии Андреевны

      Проведены мастер-классы по рисованию для учащихся начальной школы «Сельский дворик»,   «Рисуем мимозу» для воспитанников дошкольной группы, прядение на прялке, вязание крючком. Организуются сменные выставки детского творчества «Расписные тарелочки», «Тряпичная кукла», «Портрет из цветной бумаги», «Кукольная мода из комода». За время существования мастерской родились проекты «Дымковская игрушка», «Куклы с чердака», «Елочная история», «Откроем бабушкин сундук», «Вторая жизнь старого чемодана», «Музей детства», «Ложки расписные», «Занимательное рисование». Подготовлены экскурсоводы и проведены экскурсии для обучающихся, родителей, гостей школы.

      Одним из средств приобщения детей к истокам народной культуры  является  народная куклу. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой. Традиционная народная кукла становиться универсальным инструментом познания ребенком мира народной культуры, средством приобщения к народным традициям и духовным ценностям, а значит основой патриотического воспитания. Изучение народной куклы осуществляется  в процессе проведения открытых занятий и мастер- классов для детей и их родителей.  Филиповой Е.А. были проведены  занятия «Народная кукла «Коза», «Кукла – колокольчик», «Птица», «Зайчик на пальчик», мастер-классы для родителей  по изготовлению куклы «Доля».

      С целью обмена опытом учителя Куликовской школы Филипова Е.А. и Пронина О.С., посетили творческую лабораторию региональной инновационной площадки  «Формирование национальной  идентичности учащихся  средствами декоративно-прикладного творчества» г. Волжский. Целью данного мероприятия  являлось внедрение проекта по пропаганде историко-краеведческих знаний о малых городах России, по расширению межрегионального сотрудничества мастеров народного промысла.

     Гостям были представлены экспозиции персональных выставок народной куклы: Собиной О.В., воспитателя д/с №266 г. Волгограда, Лихачевой Л.Е., Широбакиной Е.О., педагогов дополнительного образования г. Волгограда, Сюсиной Татьяной Анатольевной, автора проекта Дмитриевская игрушка, созданная членом Творческого Союза Художников России в 2010 году и названная в честь прежнего имени города Камышин. В мастерской создаются собирательные образы героев камышинской истории, воплощённые в куклах, это исторические личности: Царь Петр 1, Степан Разин, полководец Кутузов, герои любимого всеми россиянами фильма «Три мушкетера», герои пушкинских  сказок и другие персонажи. Также «Дмитриевские куклы» являются камышинским сувениром.

     В  октябре 2018 г. педагоги и обучающиеся Куликовской школы   посетили Урюпинскую картинную галерею, где  проходила выставка «Сокровища Тамбовской губернии». На выставке были представлены копии уникальных живописных полотен русских художников – В.А. Тропинина, К.П. Брюллова, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, В.А. Серова. На экспозиции  увидели ярчайшие образы русской пейзажной живописи, фамильные портреты, жанровые картины, картины различных стилей и направлений из собраний живописи графов Строгановых, Боратынских, Чечериных, А.К. Болдыревых – Воронцовых. Познакомились с творчеством известного художника  Машкова Ильи Ивановича, который родился  в селе Михайловское области Войска Донского (сегодня Волгоградской области), ученика выдающихся педагогов: К. Коровина, Л. Пастернака, В. Серова, А. Васнецова. Его считают одним из ярчайших, самобытных художников  20 века.

       Помимо картин  школьников поразила выставка народных промыслов России: хохломская и городецкая роспись, гжельский фарфор, вологодское кружево, пуховязание, дымковские, филимоновские игрушки, семеновские матрешки и др.

Приобщая детей к народному декоративно-прикладному искусству можно развить не только духовно-нравственную, но и творчески мыслящую личность. Такие уроки  пробуждают и воспитывают у них мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения, позволяет им правильно осмыслить свое отношение к окружающему, выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом. Искусство, особенно декоративно-прикладное творчество, активно помогает воспитывать школьников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх http://chatadelic.net/user/608274/edit