МКОО "Куликовская СОШ"

403930 Волгоградская обл., Новониколаевский район, х. Куликовский, ул. Пролетарская, 34

Телефон

8(84444) 6-43-71

Эл. почта xutkuliki2007@yandex.ru

Полезные ссылки:
  • mon.gov.ru – Министерство образования и науки РФ
  • obraz.volganet.ru – Министерство образования и науки Волгоградской области
  • edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»
  • minobr34.ru - Министерство образования и науки Волгоградской области
  • novonikobr.ru - Учредитель МКУ "Комитет по образованию Новониколаевского района" 

Памятная стела, посвященная музейно-образовательному комплексу

Согласно ФГОС начального общего образования  важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом. В условиях гуманизации образования, когда главной задачей школы является разностороннее и гармоничное формирование личности школьника, развитие творческих способностей младших школьников приобретает особое значение. Младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Для него характерны: активность протекания всех процессов; слабое выражение рефлексии и  критичности, рост поля реального самовыражения и самореализации за счет расширения круга общения, вхождение ребенка в новые социальные группы, развитие мотивации, самосознания; потребность в оценке взрослого человека; потребность в игровой деятельности; свобода  воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность; стремление к новым впечатлениям и др. Поэтому, одной из основных проблем, стоящих сегодня перед системой образования и общества в целом, является проблема развития творческих способностей младших школьников. Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческих способностей младших школьников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает кукольный   театр.

   Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их  в совершенно особый, увлекательный мир, где все возможно.

 Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д. Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими возможностями.  Он  воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе взято в силу образно - конкретного мышления младшего школьника помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

Занятия детей в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят со множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности ребёнка. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Театрализация способствует раскрытию, развитию, расширению и реализации творческих способностей (актерских, художественных, литературных и пр.) Дети включаются в работу различных технических мастерских театра: музыкального, реквизиторского, костюмерного и пр. Они лепят и красят, режут и клеят, придумывают стихи и песни, костюмы и декорации. Каждый может попробовать себя в различных лицах: режиссера и автора сценария, музыканта и певца, художника-декоратора и бутафора, гримера и актера и выбрать направление работы, которое ему больше соответствует.

Театрализованные представления помогают ребёнку активно работать над поиском слов для выражения своих мыслей и чувств, они учатся создавать самостоятельное высказывание, обеспечивают его полноту и лексическое разнообразие. Вызывая у детей интерес, они повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах обучения. Театрализовано-игровые представления воздействуют на эмоциональную сферу ребёнка, позволяя ему радоваться и огорчаться, сопереживать сказочным героям, приходить им на помощь, защищать их. Это делает процесс личностно-значимым для ребёнка, вызывая его активную работу, результат которой – правильная речь и общение. В кукольных спектаклях используются элементы национальных праздников, русских традиций, что расширяет общий кругозор, углубляет социокультурные знания о стране, истории и культуре России, а также других народов.Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства.

Театрализованные игры снимают психическую и физическую утомляемость, корректируют различные стороны психики, межличностные взаимоотношения.  Театрализация способствует профилактике асоциального поведения и социально-педагогической реабилитации неуспешных детей. В данном контексте театрализацию можно эффективно использовать и в системе коррекционно-развивающего обучения в совокупности с другими направлениями работы: сказкотерапия, психогигиена, организация продуктивной деятельности (аппликация, лепка, рисование, оригами, моделирование, конструирование и др.)

Реализация направления по развитию творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности может осуществляться в работе курса по внеурочной деятельности общекультурного направления «Кукольный театр». Оно предусматривает систематическое целенаправленное развитие творческих способностей детей посредством театрализации.

 Любое занятие можно начинать с пальчиковой гимнастики или дыхательной гимнастики, которые проводится в игровой форме с использованием речитатива. Такое начало занятия помогает школьникам сконцентрировать свое внимание, настроиться на тему занятия. Большое место отводится формированию навыков общения и умению вести диалог. Шутки, потешки, небольшие стихи, чистоговорки, скороговорки помогают сделать обучение увлекательным, разнообразным, поэтому такой материал используется  на каждом занятии. В основную часть занятия включаются игры на развитие способности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, умение понимать других людей, их чувства, настроения, собственные переживания и управлять ими. В овладении этими умениями большая роль отводится развитию выразительных движений, пластики, мимики, пантомимики, с помощью которых люди выражают свои эмоции. Игры, используемые на занятии, объединены в несколько блоков.

Первый блок « Что такое театр?». На занятиях ребята знакомятся с историей театра, профессиями людей, работающих в нем. Дети с интересом слушают рассказ о различных театрах, рассматривают иллюстрации. Цель этого блока – расширение кругозора детей, воспитание людей любящих и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству.

Второй блок «Волшебный мир эмоций». Эти игры и этюды помогают познакомить детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых. Для подведения итога по каждой эмоции проводится игра с картинками «Эмоции для всех»: даются ситуации, которые ребенок должен, как бы пропустить через себя и дать ответ. Таким образом, корректируется поведение ребенка, развивается способность быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей.

Третий блок «Люблю своего героя». Игры этого блока проводятся с целью тренировки речевого аппарата, различных групп мышц, дыхания. Сюда входят творческие игры со словами, упражнения на дикцию, интонацию, пальчиковые игры. В этот блок также включаются игры на развитие выразительности речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая ребенком роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться .

Работу над постановкой театрализованного представления проводится в несколько этапов:

1.Подготовку к театрализованной деятельности начинается с выразительного чтения произведения и беседы о прочитанном. Выясняется не только содержание, но и отдельные средства выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовывать прочитанное. Поэтому при чтении используется весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

2. Второй этап – организационный. Детям дается право свободного выбора и добровольного участия в спектакле. Обсуждается с детьми количество ролей, назначаются актеры, продумываются декорации, озвучивание. Здесь дети учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения. Учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарищей. Нужно  сделать это так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя нужным и значительным в этой работе.

3.Следующий этап - предполагает работу над ролью. Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у младших школьников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Эти задачи возникают в игровой деятельности. Особенно если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль – образ выбранного героя.В работе над ролью предлагается детям инсценировать, изобразить отдельные эпизоды прочитанного произведения, например такие, которые подробно в тексте не описываются, не раскрываются; продумывать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. Предлагается выбрать по желанию любой понравившийся эпизод и разыграть его молча, зрители должны догадаться, о чем идет речь.

4. Организуется в классе «Творческая мастерская», по возможности создаются необходимые костюмы или элементы костюмов, делаются декорации, украшается помещение, где будет наше действие, готовятся подарки гостям. Обсуждается с детьми проект будущей афиши, воплощается наш замысел в коллективной работе. Работа в мастерской развивает мелкую моторику руки, фантазию, образное мышление.

5. Во время спектакля детьми будет разыгрываться настоящая праздничная театральная атмосфера – раздаваться билеты, разноситься на подносах угощение гостям, при этом будет звучать музыка, царить праздник. Постоянными гостями таких представлений станут дети дошкольного учреждения, начальных классов и родители. После спектакля будет проводиться обсуждение, где дети оценят свои успехи и неудачи. Во время обсуждения, беседы можно будет выяснить насколько критически они способны относиться к собственной игре.

Таким образом, театрализованная деятельность позволит каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения.

Наверх http://chatadelic.net/user/608274/edit