Проектная работа
Развитие выразительной речи посредством школьного кукольного театра
Автор проекта: Филипова Е.А., заместитель
директора по УВР МКОО «Куликовская СОШ»
х. Куликовский
2015 год
Обоснование проблемы
У многих детей не богатый запас слов, они не могут выразить точно свою мысль, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, отсутствуют коммуникативные навыки. Возник вопрос: «Как развивать навыки выразительной речи?". Все эти вопросы решаются на уроках риторики, литературы и внеурочной деятельности.
Развивать устную речь учащихся — значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь школьника все уроки понемногу, то выразительность и образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам литературы и риторики. На Руси риторическую науку называли КРАСНОРЕЧИЕМ. Подчеркивалось, что это учение о яркой, выразительной речи умной и "благие мысли пробуждающей".
В Куликовской школе несколько лет реализуется программа «Школьная риторика» с 1 по 8 класс под редакцией Т.А. Ладыженской, которая учит использовать выразительные средства языка (темы уроков: «Голос, каким он может быть», «Скороговорки. Кричалки. Докучные сказки.», «Твой голос», «Великая сила голоса», «Учим голос «летать», «Выразительная речь»).
Развивать нашу речь также способствовал кружок «Кукольный театр». Играть в школьном кукольном театре мы начали еще в начальной школе. Сначала коллекция кукол была небольшой, спектакли выходили нерегулярно. В этом учебном году, когда нам предложили посещать театральный кружок, мы с радостью согласились. Новые сказочные герои были подарены спонсорами школы, потом были репетиции, занятия по культуре речи и актёрскому мастерству.
Репертуар кукольного театра мы подбираем таким образом, чтобы заставлять маленьких зрителей сопереживать, волноваться, сочувствовать героям. Первое выступление состоялось в октябре 2012 года.
Мы вкладывали всю душу в каждое слово своего героя, а зрители смотрели, раскрыв рты, и внимательно следили за развитием событий. После завершения пьесы, все артисты были представлены зрителям. И каково было удивление юных зрителей, когда среди героев сказки они увидели своих знакомых - учащихся 6 класса своей школы. У всех зрителей был один и тот же вопрос: " А когда будет следующий спектакль?" За это время мы поставили несколько сказок для детей «Курочка ряба», «Маша и медведь», «Тетем-теремок», «Рукавичка», «Битый небитого везет».
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап.
На подготовительном этапе были определены цели и задач проекта, изучена литература по теме проекта.
Было выяснено, что такое выразительность речи, какие средства выразительности речи используются.
Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Выразительность – одно из свойств речи.
Выразительность речи - это такое свойство речи, благодаря которому, используя выразительные средства, можно разбудить не только логическую, но также эмоциональную, эстетическую область нашего сознания. Можно сказать, что выразительная речь – это эмоциональная речь. Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.
Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:
Логическое ударение - выделение голосом отдельных слов;
Пауза - временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям; психологические - используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей;
Мелодика - движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость;
Темп - скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания (является одним из компонентов речевой интонации в отличие от общего темпа речи);
Тембр - эмоциональная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.
Сила голоса - смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания;
Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения;
Речевое дыхание - для устной речи имеет огромное значение. Все звуки, произносимые нами, образуются на выдохе.
Были подобраны упражнения для развития выразительной речи (Приложение №1).
Изучена информация об истории кукольного театра (Приложение №2). На уроках риторики и занятиях кружка «Кукольный театр» проводилась работа по отработке навыков выразительной речи.
Основной этап.
На основном этапе был организован кружок «Кукольный театр». Подобраны спектакли для постановки. (Приложение №3)
Работу над постановкой театрализованного представления проводилась в несколько этапов:
1.Подготовка к театрализованной деятельности начинается с выразительного чтения произведения и беседы о прочитанном. Выясняется не только содержание, но и отдельные средства выразительности.
2. Второй этап – организационный. Детям дается право свободного выбора и добровольного участия в спектакле. Обсуждается с детьми количество ролей, назначаются актеры, продумываются декорации, озвучивание. 3.Третий этап - предполагает работу над ролью. Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. В работе над ролью предлагается продумывать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем проиграть. 4. Создаются необходимые декорации, украшается помещение, где будет наше действие, обсуждается с проект будущей афиши.
5. После спектакля проводится обсуждение, где дети оценят свои успехи и неудачи. Во время беседы можно будет выяснить насколько критически они способны относиться к собственной игре.
Составлены рекомендации для учеников школы «Учись читать выразительно» (Приложение №4)
Заключительный этап.
На заключительном этапе проекта проводились выступления со спектаклями перед родителями, учениками начальных классов и ребятами из детского сада, где были продемонстрированы навыки использования средств выразительной речи (логическое ударение, пауза, мелодика, темп, тембр, сила голоса, ритм, речевое дыхание) (Приложение №5)
Подготовлена защита проекта.
Дальнейшее развитие проекта: Мы планируем включать в проект учащихся других классов для создания новых кукол и новых спектаклей. Хотели бы показать спектакль не только в своей школе.
Результаты проекта.
В ходе работы над проектом мы познакомились со средствами выразительности речи (логическое ударение, пауза, мелодика речи, темп, тембр, сила голоса, ритм, речевое дыхание), использовали интонационные средства выразительности в постановке кукольных спектаклей.
Наша речь стала лучше, расширился словарный запас, мы перестали стесняться выступая перед зрителями. Нам удалось заинтересовать театром других ребят в школе.
Мы узнали много нового о кукольном театре, познакомились с творческими и техническими профессиями, связанными с театром, учились актерскому мастерству. Результатом нашей работы стали кукольные представления для воспитанников детского сада, обучающихся начальных классов.
Работа над выразительностью речи не закончена. Навык выразительности устной речи безусловно улучшился в связи с занятиями, направленными на работу над речевым дыханием, темпом речи, логическим ударением, интонацией. Случаи ошибок указывают на необходимость продолжения работы над выразительностью устной речи.
Приложение №1
Упражнения для работы над выразительностью речи
Важным качеством детской речи является выразительность. Без умения правильно произносить звуки, речь детей не будет выразительной. Таким образом, интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость), ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Поэтому задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и настроения.
Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания.
Что такое интонация?
Интонация - это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация усиливает выразительность речи.
Выразительная речь действует на наши чувства более сильно, чем обычная речь в процессе общения.
Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:
Логическое ударение - выделение голосом отдельных слов;
Пауза - временная остановка в речи. Логические паузы придают законченность отдельным мыслям; психологические - используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей;
Мелодика - движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость;
Темп - скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания (является одним из компонентов речевой интонации в отличие от общего темпа речи);
Тембр - эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.
Сила голоса - смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания;
Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения;
Речевое дыхание - для устной речи имеет огромное значение. Все звуки, произносимые нами, образуются на выдохе.
Поэтому очень важно во время речи уметь правильно дышать.
Правильно дышать – это значит:
а) незаметно для окружающих делать вдох,
б) вовремя «запасаться» воздухом,
в) постепенно плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух.
Для этого использую дыхательную гимнастику и различные игровые упражнения
1.Сдуй лист бумаги с места или «Футбол»
2. Сдуй ватку с кончика носа «Фокусник»
3. Подуй на ладошки зима-лето
4. Глубокий вдох, задержка дыхания ( на счет от 1 до 3 ), выдох
5. Проговаривание части фразы после вдоха на одном выдохе
например: Ах, как пахнут цветы в саду.
Упражнение для отработки дыхания без звука.
- Вдох, выдох/ 2 раза
- «Лепестки роз» - сдуть с ладони воображаемые лепестки.
- «Имя» - Вдох, на длинном выдохе написать своё имя.
- «Художник» - Вдох, на выдохе рисуем любую картинку.
Упражнение для отработки дыхания со звуком «Звукоподражатель»
- «Самолёты взлетают» - звук «У-У-У»
- «Машины едут» - звук «Ж-Ж-Ж»
- «Ползет змея » - звук «Ш-Ш-Ш»
- «Муха бьется в стекло» - звук «З-З-З»
(Педагог произносит скороговорку то тихо, то громко)
Выразительность речи зависит от умения владеть своим голосом и его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибкий, звонкий и достаточно громкий. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос – естественный, средней силы и высоты, которым правильно руководит говорящий.
Подобные упражнения помогают научить детей пользоваться умением говорить:
• громко – тихо
Игра «Чудо-лесенка».
Каждую последующую фра¬зу дети произносят, повышая тон голоса.
Чу-до-ле-сен-кой—ша-га-ю,
Вы-со-ту—я—на-би-ра-ю:
Шаг—на—го-ры,
Шаг—на—ту-чи...
А—подъ-ем—все— вы-ше, кру-че...
Не—ро-бе-ю, петь хо-чу,
Пря-мо—к—солн-цу— я—ле-чу!
«Самолёт»
Встретил петушок кота
И спросил его тогда:
- Почему ты черный, кот?
- Лазал ночью в дымоход.
- Почему сейчас ты бел?
- Из горшка сметану ел.
- Почему ты серым стал?
- Пес меня в пыли валял.
• выше – ниже
• быстро – медленно.
Несколько слов о дикции, четком произношении звуков, слов и фраз. Слово «дикция» в переводе с латинского языка обозначает «произношение». Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего.
Упражнение «Звукоряд». На выдохе произносить звукоряд.
И БИ БИБ БИ-БИ-БИ - БИП
Э БЭ БЭБ БЭ-БЭ-БЭ - БЭП
А БА БАБ БА-БА-БА - БАП
О БО БОБ БО-БО-БО - БОП
У БУ БУБ БУ-БУ-БУ - БУП
Ы БЫ БЫБ БЫ-БЫ-БЫ – БЫП
Для отработки дикции используются скороговорки. На первом этапе учим короткие скороговорки, а затем более сложные:
- Шапка, да шубка вот и весь Мишутка.
- В небе гром, гроза, закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит, в небе радуга горит.
Для выработки интонационной выразительности речи можно использовать следующие упражнения:
1.Скажи фразу: Девочка играет в саду с куклой так, чтоб было понятно, что:
-с куклой играет девочка, а не мальчик.
Девочка играет в саду с куклой.
-она не просто унесла ее туда, а играет.
Девочка играет в саду с куклой.
- она играет не в парке, в лесу, а в саду.
Девочка играет в саду с куклой.
- играет не с мишкой, а с куклой.
Девочка играет в саду с куклой.
Шуба висела на вешалке.
Мальчик прочитал интересную книгу.
Дети совершили прогулку на теплоходе.
На нашей улице открылся кинотеатр.
Мама купила сыну новый велосипед.
2. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.
Всякому овощу свое время.
Мягко стелет, да жестко спать.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Солнце сияет, а месяц только светит.
Что написано пером, то не вырубишь топором.
3. Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст) и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы -
И зима настала.
И.Суриков
4.Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.
Кто умеет трудиться, тому без дела не сидится.
Кудри завивай, да про дела не забывай.
Как посеешь, так и пожнешь.
Курить - здоровью вредить!
Без дела жить - только небо коптить.
Не верь началу, верь концу.
Куда иголка, туда и нитка.
За правое дело стой смело.
Старый друг лучше новых двух.
Жизнь дана на добрые дела.
5. Произнести поговорку «Проворонила ворона вороненка» передавая разное отношение к случившемуся (сожаление, радость, злость, удивление).
6. Диалогические скороговорки.
- Расскажи мне про покупки!
- Про какие про покупки!
- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Приложение №2
История кукольного театра
Первые упоминания о кукольном театре связаны с праздниками древнего Египта. Разыгрываемые с помощью статуэток сцены из жизни Бога Осириса собирали толпы людей. В древней Греции делали огромные фигуры, которые украшали драгоценными камнями и приводили в движение по особым праздникам. В Греции кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки. На дне ящика придумали прорези, чтобы вставить палочки и управлять куклами. Из маленьких детских сценок выросли целые пьесы, и получился театр.
Во всем мире кукольный театр стал подлинно народным искусством. Кукольники играли многие народные сказки, притчи, легенды.
В каждой стране есть любимые куклы.
В Италии любимой куклой считают Пульчинеллу. Пульчинелла переводится как петушок, уж очень он задиристый и смешной.
Французы вырезали из дерева веселую куклу Полишинеля. У него огромные глаза и розовые щеки. Секрет настроения куклы зависит от поворота ее головы.
В Англии существует непобедимый Панч, который сражается с придворными, полицейскими, офицерами и палачами. Он всегда побеждает, а публика ликует.
Любимец немецкого народа – Касперле. Он – озорник и плут, играет в пьесах для взрослых и детей.
Судьба русского Петрушки тоже счастливая. Народ всегда любил весельчака, легко справляющегося с попами, чертями и другим злом. Из некоторых воспоминаний 1840-х годов следует, что Петрушку называли Петром Ивановичем Уксусовым.
Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником. В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников.
Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова. Он был организован в 1931 году. Большую часть спектаклей поставил С. В. Образцов, который с 1949 был директором театра. В 1937 году при театре был создан Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире.
Основные типы театров кукол
Теа́тр кукол — одна из разновидностей кукольного вида искусства. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются куклами-актёрами. Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры.
Различают три основных типа театров кукол:
1. Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой.
2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской.
3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.
Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления.
Виды кукол
1. Марионе́тка — разновидность куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.
2.Куклы перчаточного типа. Конструкция перчаточных кукол состоит из головы на пальце и перчатки на руке кукловода. Петрушка — один из представителей перчаточных кукол.
3.Гапитно-тростевые куклы –приводится в движение с помощью трости, на которую надета кукла. У таких кукол может быть не одна, а две трости, тогда и управляется она двумя руками.
4.Ростовые куклы. Кукла надевается на человека. Изготавливается на специальном каркасе и может быть самых разных размеров.
5.Куклы вертепа. Тело куклы насаживается на рукоятку, держа которую кукловод проводит куклу по щели вертепа. Обычно куклы вырезаются из дерева и обшиваются тканью или раскрашиваются.
6.Мимирующая кукла - верховая театральная кукла из мягких материалов. Пальцы актера, которые находятся в голове куклы, управляют глазами, ртом, носом куклы.
7.Куклы театра теней- плоскостные фигурки. Их показывают их на освещенном экране в виде силуэтов.
Изготовление ширмы и декораций для спектакля
Постановка кукольного театра невозможна без соответствующих декораций. В театре кукол основная декорация - это ширма. Ширма - небольшая перегородка. Ширмы бывают напольные и настольные.
Любой спектакль становится интереснее, красочнее, если он оформлен декорациями. Декорация - художественное украшение предмета или помещения. По декорациям зрители узнают время и место действия. Художественно выполненные декорации создают настроение, ярче раскрывают происходящие на сцене события.
Декорации бывают плоские и объёмные. По месту расположения в пространстве ширмы, они бывают одноплановые и многоплановые.
Приложение №5
Фотоотчет об апробации проекта
Наше первое выступление
Кукольный спектакль «Маша и медведь»
Кукольный спектакль «Рукавича»
Наши зрители
Кукольный спактакль «Битый небитого везет»
Работа с перчаточной куклой
Приложение №4
Рекомендации «Учись читать выразительно»
1. Внимательно прочитай текст. Постарайся представить то, о чём в нём говорится
2. Определи тему, основную мысль, основной тон высказывания.
3. Обрати внимание на интонацию, темп, логическое ударение.
4. Соблюдай ритм чтения, избегай торопливости.
5. Следи за дикцией (правильностью), слова произноси внятно, четко, громко.
6. Обращай внимание на знаки препинания, делай остановки (паузы) при чтении.
7. Выделяй голосом важные слова и выражения.
8. Читай эмоционально.
9. Читай осознанно.
Предложение о создании Дня кукольника было вынесено в 2000 году на обсуждение Союза деятелей театра кукол. Эта организация, имеющая статус Международной (UNIMA), получила подобное предложение от Дживада Золфагарихо, члена Союза, представляющего иранские кукольные театры. Однако решение о создании профессионального праздника, несмотря на бурные обсуждения, было вынесено лишь в 2002 году. Так родился замечательный праздник, дата которого совпала с празднованием Дня поэзии и была назначена на 21 марта.
Список используемой литературы:
1.Андрианова-Голицина И.А. «Я познаю мир. Театр» ООО «Издательство Астрель» 2000г.
2. Греф А. «Техника театра кукол»Издание Всероссийского Центра художественного творчества, 2003г.
3.Дангворт Р. « Домашний кукольный театр» Издательство «Росмэн» 2005г.
4.Деммени Е.С. « Школьный кукольный театр» Издательство «Феникс» 1999г.
5.Журнал «Детская энциклопедия» №3 2008г.
6. Рудакова В.П. Кружок «Кукольный театр». Журнал «Начальная школа» № 3, 2005 г., с.69.
7.Чудакова Н.В. «Я познаю мир. Культура» ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997г.
Список использованных источников информации:
1.http://images.yandex.ru/ (театральные куклы)
2. http://skazochnikonline.ru/index/bityj_nebitogo_vezet/0-2889 (сценарии сказки)
3.http://ru.wikipedia.org/wiki (кукольный театр)
4.http://www.liveinternet.ru/ (история театра кукол)
5. http://www.puppet.ru/театр Образцова