В книге известного волгоградского учёного и краеведа Ивана Григорьевича Долгачёва «Язык земли родного края», вышедшей в Нижне-Волжском книжном издательстве в 1989 году, я нашла интересный факт. «Хутор Баклановский назван по фамилии казака, дослужившегося до звания наказного атамана; он отличался необыкновенной храбростью в войнах на Кавказе, принимал участие во взятии Плевны, во время войны с Турцией; о нём сложены и поются песни. Но первым поселился в хуторе БаклановскомС.И.Стародымов».
Кем был этот человек, обосновавшийся на этой месте, не вспомнят теперь и старожилы этого хуторка, затерявшегося в степных просторах нашей области. Но никто не отрицает того, что он был родственником большой семьи Стародымовых, жившей в этом хуторе. Здесь почти 80 лет назад у Евгении Ефимовны и Фёдора Фёдоровича Стародымовых родился наш отец, Алексей Фёдорович Стародымов. Всего в семье было девять детей, но вот выжило только четверо, остальные умерли от болезни.
Закончил всего четыре класса, дальше учиться не пришлось, о чём сожалеет до сих пор. Но такое было время. Началась война, и он, как и тысячи, миллионы его сверстников по всей стране, помогал фронту. А помощь эта заключалась в том, что работали в поле, косили траву, скирдовали, пахали на быках, это была основная сила, хотя и техника была в хуторе тоже.
Наш дед, бравый казак Фёдор Стародымов, ушёл на фронт в первые дни вой-ны. Видели его в последний раз в 1942 году: он заезжал домой на несколько дней. И в этом же году пришла похоронка. Он погиб под Сталинградом. Старший брат отца, дядя Коля, тоже ушёл добровольцем. Он был связистом на войне, но она закончи-лась для него в 1943-м. Домой, на хутор, его привезли в гипсовом корсете: на фрон-те, прокладывая связь, он надорвался проводом, которым обматывал себя со всех сторон, несколько раз был ранен. Когда его привезли, то его матери, нашей бабуш-ке, так и сказали: не жилец он у вас, долго не протянет. Но Евгения Ефимовна выхо-дила сына, через год он встал на ноги.
В 1944-м повестка пришла и нашему отцу. И в декабре 17-летний Алексей Стародымов вместе с другими своими ровесниками пошёл добивать немцев, передав младшему брату Павлику и сестре Татьяне крестьянские дела: «Ждите, скоро вернусь».
Прошёл курс молодого бойца в военном лагере под Уфой, а потом его, курсан-та 32-го стрелкового полка, отправили воевать с Японией.
На первом Дальневосточном фронте он был наводчиком пушек в 119-м отдельном пулемётно-артиллерийском батальоне, стрелком 32-го пушечно-артиллерийского полка.
В августе 45-го их бросили на разгром муданьцзянской группировки противника. Китайский город, захваченный японцами, был форпостом и главной базой японской военщины в планируемых ею военных действиях против СССР. Его даже сравнивали с Кёнигсбергом в Восточной Пруссии. Этот важнейший узел дорог и сильный укреплённый пункт японцев в Восточной Маньчжурии несколько раз переходил из рук в руки. В сопках заняли оборону.
– Банзай! – с сопок как саранча летели японцы. Палили по ним из зениток так, что даже деревца не оставалось потом. Попытки отдельных подразделений и групп противника прорваться к Муданьцзяню продолжались вплоть до капитуляцииКвантунской армии. Японцы сражались ожесточённо, на победить так и не смогли. За 24 дня с Квантунской армией было всё кончено.
119-я стрелковая дивизия, в которой воевал наш отец, – легендарная. Она до сих пор находится в строю российских Вооружённых сил. Есть музей дивизии на Дальнем Востоке, где собран весь материал о боевых подвигах в разгроме Квантунской армии. Туда приезжают люди со всей страны…
Он вернулся домой через семь лет. Стал работать штурвальным, потом шофёром. Весной сеяли хлеб, летом убирали урожай, зимой технику ремонтировали. И так 50 лет.
В 1953 году в колхоз прислали нового зоотехника Анну, Анечку, Анюту. Наша мама была красивой, милой, доброй. Построили дом, выучили троих детей. На золотую свадьбу наших родителей, которую отмечали два года назад, собралась вся родня.
– Откройте секрет, как удалось вместе прожить столько? – спрашивали гости родителей. А они отвечали, что не знают никаких секретов. Уважали друг друга, жалели, заботились друг о друге. Вот и всё.
Недавно нашей любимой мамы не стало. Эту потерю очень тяжело переживает вся наша семья. Но тяжелее всех – отец. Мы все надеемся, что мужество, которое понадобилось ему на фронте, поможет и теперь.
…Наш отец, Стародымов Алексей Фёдорович, был простым солдатом на войне… Их были тысячи, миллионы таких как он. Папа никогда не говорил о любви к Родине, о том, что надо честно жить и честно выполнять свой долг, но получилось так, чтовся его жизнь и жизнь его современников стали примером для подрастающего поколения, нас, его детей, и четверых внуков, которые очень любят приезжать к дедушке.
Каждый год 9 мая собираемся в родительском доме. Наш отец достаёт альбом с фотографиями и рассказывает нам, как били японцев в 45-м, а мы в который раз рассматриваем его ордена и медали.
В этот день его, как и других, немного уже оставшихся в живых ветеранов, приглашают в сельский Дом культуры на праздник. Они выпивают свои боевые сто граммов, вспоминают, как защищали свою землю. Но все мы, живущие сегодня, отмечаем праздник Великой Победы и знаем, что героически сражались миллионы простых людей. Также героически защищал её атаман, чьим именем назван хуторок в сельской глубинке, где вырос и наш отец.
Татьяна Стародымова,
журналист, г.Волгоград
«Вестник» от 6 сентября 2005 год