Процессы, происходящие современном обществе, сложны и неоднозначны. С одной стороны, демократизация политической и общественной жизни освободила школу и ее подразделения, в том числе школьные музей, идеологического давления и прямого вмешательства контролирующих органов в практику музейной работы, открыла перспективы в выборе направлений развития, профилей и средств. С другой стороны, законы бизнеса и рыночной экономики поставили музеи в затруднительное материальное положение. Это обусловлено тем, что у государства практически не выделяет средств на музейную работу и финансовая поддержка школьных музеев осуществляется по остаточному принципу. Школьные музеи, особенно в сельской школе, вынуждены выживать, опираясь на помощь родителей и местных сообществ, или самостоятельно зарабатывать средства. В этих условиях особенно важно найти наиболее оптимальные формы модернизации всех составляющих музейной работы в школе, чтобы соответствовать современному динамичному миру, поскольку «меняющийся» мир требует «меняющихся» музеев.
Эта задача требует ответа на ряд важных вопросов. Какой он - современный школьный музей? Как повысить престиж музейного дела в нашей стране?
Самобытность школьного музея определяется, прежде всего, тем, что это музей особого типа. Являясь частью музейно-педагогического процесса, он адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную и культурно-просветительскую направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчество детей, педагогов, родителей, а также других помощников и партнеров. Этот процесс связан с осознанием того, что школьный музей представляет собой открытую систему. В чем же его особенность как открытой системы?
М.Ю. Юхневич в учебном пособии «Я поведу тебя в музей» отмечала, что «школьный музей служит своим творцам» (1, с.94 ). Тем людям, которые создавали его: педагогам, учащимся, родителям. Именно эта аудитория является его «потребителями» или «пользователями».
Школьный музей более, чем какой-либо другой, включен в жизнь местного сообщества, а «качество жизни» его самого непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации, также близлежащих предприятий и организаций, местных средств массовой информации и, наконец, жителей данной территории.
Музейно-образовательный комплекс Куликовской школы Новониколаевского района Волгоградской области – один из самых крупных школьных музеев региона. (Всего согласно сведениям региональной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» в Волгоградской области насчитывается более 250 школьных краеведческих музеев). Наш музей состоит из 5 тематических залов: историко-краеведческого, этнокультурного, литературного, зала хуторской славы, мастерской декоративно прикладного искусства. Все музейные комнаты созданы в результате сотрудничества местного сообщества: сельской администрации Куликовского поселения, Комитета по образованию Новониколаевского муниципального района, многочисленных партнеров из числа фермерских крестьянских хозяйств и хуторских предприятий, родителей, педагогов, воспитанников и обучающихся. Развитию сотрудничества и становлению партнерских отношений способствовала мотивация при создании музейных экспозиций, ориентация на подлинные народные ценности.
Большая музейная площадь была выделена для зала хуторской славы. Перед создателями, партнерами была поставлена цель: создание экспозиций, посвященных выпускникам разных лет, уроженцам хутора Куликовского, внесшим весомый вклад в развитие страны, прославившим свою малую родину достижениями в разных областях: культуре, науке, образовании, здравоохранении, промышленности, сельском хозяйстве.
Поисковая деятельность началась с самой главной страницы зала, посвященной «звезде первой величины» - Демихову Владимиру Петровичу, основоположнику мировой трансплантологии, хирургу-экспериментатору, уроженцу нашего хутора. В работу над исследовательским проектом «Основоположник трансплантологии» были вовлечены многие участники образовательного процесса: педагоги, учащиеся, родители. Просветительскую деятельность на базе музея вели журналисты и писатели Волгоградской области: Виктор Паршин, Николай Терехов, Борис Екимов. Установлены творческие и деловые контакты с музеем Научного Центра имени Бакулева г. Москва (НЦССХ им. А.Н.Бакулева РАМН). Выпускник школы, Потапов Виктор Иванович, ныне житель г. Москва, лично встречался с профессором С.П. Глянцевым, директором музея Центра. Профессор поделился различными материалами, которые накоплены в музее. Мы узнали, что на могиле ученого установлен памятник, на постаменте которого можно прочитать слова, сказанные когда-то самим Демиховым: «Я стремился в своих экспериментах сделать всё для человека»
Как точно они передают смысл всей жизни этого человека, подводят итог его жизненного пути. Конечная цель его многочисленных экспериментов – сделать возможным пересадку сердца и других органов у человека. Цель достигнута. Благодаря его опытам, сейчас спасены тысячи жизней. А его жизнь – яркий пример верного служения науке на благо всему человечеству. Мы гордимся великим земляком, на его малой родине есть улица, названная его именем, обучающиеся школы посадили сиреневую аллею как дань памяти его трудовым подвигам.
Музей Куликовской школы, в свою очередь, оказал помощь в сборе необходимого материала для книги о Демихове В.П. В результате сотрудничества школы, выпускников, представителей науки историческая память о почетном земляке сохранена будущим поколениям. Писатель Валентин Распутин сказал: «Сколько в человеке памяти, столько в нем и Человека». Вот воспитание настоящего человека и начинается с памяти и благодарности старшему поколению.
Сохранение исторической памяти о достойных людях, земляках – это актуальная нравственная проблема. Современной молодежи нужны положительные примеры, идеалы. Обобщение опыта жизнедеятельности старшего поколения – это весомый вклад в дело воспитания будущих патриотов родного края, достойных людей «земли русской». А школьный музей такой направленности современен и востребован. Стало хорошей традицией в день рождения музея открывать новые страницы хуторской славы. Это яркое событие хутора, с привлечением местных властей и партнеров. Открыты почетные страницы: члену Творческого Союза художников РФ Н.Д. Бублик, Заслуженному работнику культуры РФ Н.В. Елизаровой, учителям Куликовской школы Л.Н. Благиной и В.П. Овчинникову, замечательному доктору хутора, фельдшеру, проработавшему в сфере здравоохранения более 50 лет Е.А. Трафимовой, Давыдову Г.Д. ветерану Великой Отечественной войны, жителю г. Пскова. Привлекают внимание посетителей экспозиции, посвященные представителям военно-промышленной отрасли И.М. Махонину и В.И. Потапову. Много лет они сотрудничают со школой, ведут просветительскую деятельность, имеют огромный опыт руководящей работы, большой географический список служению Отечеству. Их жизненная энергия, оптимизм, ответственность и трудолюбие – пример для молодого поколения. На оформленных стендах можно познакомиться с главными этапами их жизненного пути, увидеть документы, свидетельствующие об их достижениях и признании добросовестного труда. Таким образом, жизнедеятельность наших выпускников стала важным компонентом воспитательной работы образовательной организации.
Как верно подметил академик Д.С. Лихачев: «Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени» [2, с. 44]. И мы должны торопиться сохранить память. Куликовская земля богата талантами, она взрастила много известных личностей. И очень важно, чтобы на малой родине о них помнили, знали об их подвигах, гордились своими земляками. К сожалению, заслуженное признание и почет к достойным людям редко приходят при их жизни, Только когда такие люди уходят от нас навсегда, мы понимаем, как много они значили для нас, как много сумели достичь в жизни.
Поэтому нужно многое успеть, нужны реальные действия, память должна быть активна. Д.С. Лихачев утверждал: «Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной» [2, с.207] Память и знания прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Зал хуторской славы интегрирован в учебно-воспитательный процесс: в зале проходят встречи с интересными людьми, уроки Мужества, уроки Победы, через формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием обучающихся и воспитанников (в состав образовательной организации входят 2 группы детей дошкольного возраста)
Многопрофильность музейно-образовательного комплекса позволяет каждому ребенку выбрать деятельность по интересу, в соответствии с возрастом. Для младшего и среднего возраста особый интерес представляют этнокультурный зал и музей-мастерская декоративно прикладного искусства.
Обратимся вновь к результатам исследований М.Ю. Юхневич. Она пришла к выводу, что «уже в самом раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир» [1,с 54]. Для детей дошкольного возраста мы реализуем проект «Музейное окно». Познание окружающего осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка предметов. Радость познания и удовольствие от рассматривания – это, по существу, явления сходные и одновременные. «Музей же способен обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребенок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире. Дети, не обладая способностью к абстрактному мышлению, в то же время очень восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассматриванию предмета» [1, с.56]. М.Ю. Юхневич утверждает, что, «способность к зрительному переживанию у детей развита едва ли не в большей степени, чем у взрослых». Поэтому в работе с этой аудиторией мы стараемся идти от экспоната, от предмета, постепенно подводя детей к доступным их пониманию обобщениям.
В музее-мастерской прекрасные работы местных мастериц, выполненные в разной технике, радуют глаз посетителей, удивляют неповторимостью, многообразием тем и красок.
Уроки технологии, внеурочная деятельность имеют практическую направленность, результаты деятельности представлены многочисленными выставками детского творчества: "Дымковская ярмарка", "Народная тряпичная кукла", "Золотая хохлома". На уроках ИЗО в качестве наглядных пособий используются картины местных художников: пейзажи, натюрморты, портреты. Потапова (Бублик) Нина Даниловна, член Творческого Союза художников России, подарила школе, своим землякам, 22 работы. Это был бесценный подарок нашему музею от выпускницы 1956 г., проживающей в городе Москва. Мы подготовили экскурсию по выставке и экскурсовода, который знакомит с картинами гостей и обучающихся школы. Одну из работ «Рябина на счастье» Н.Д. Потапова подписала: «По русскому обычаю рябину сажают у дома в качестве оберега, это охранное дерево ото всех напастей, оно поддерживает оптимизм в человеке. Очень хочу, чтобы моя картина пополняла вашу энергетику, вызывала оптимизм и лирическое настроение. Умейте видеть красивое во всем!»
Живой интерес для посетителей любого возраста вызывает удивительная комната этнокультурного музея – настоящая казачья горница, где собраны подлинные предметы быта казачьей семьи. Они помогают нам ясно представить, как жили наши далекие предки. В переднем углу горницы оформлен «святой угол» с иконами и лампадкой. Иконы украшены вышитым рушником. Под иконами небольшой треугольный столик (угольник), покрытый белыми выбитыми салфетками. На нем лежат церковные книги, стоит медный подсвечник. Не могли мы забыть о «сударыне-печке», кормилице многочисленных семей. Соорудил макет печки житель хутора Школин Вячеслав Александрович. Широко представлена в музее различная мебель, хозяйственная утварь и орудия труда.
Ведущими механизмами воздействия на детскую аудиторию являются инновационные формы музейной педагогики, направленные на активизацию процесса восприятия материала: "живой" музей, "оживающие" экспонаты, музей-мастерская, музей-театр, «музей в чемодане». Подробнее остановлюсь на одной из форм.
В музейно-образовательном комплексе Куликовской школы очень много различных экспонатов, рассказать о каждом из них за одну обзорную экскурсию невозможно. Необходимы тематические экскурсии, выставки, а также новые формы экскурсионно-выставочной деятельности. Мы решили наглядно представить экспонаты из фондов музея и рассказать о них аудитории в форме мобильного «Музея в чемодане». Идея заключается в умении быстро развернуть мобильную выставку, в которой можно манипулировать музейными предметами.
Рассматривая эту форму музейной работы, следует отметить, что «Музей в чемодане» может применяться в двух вариантах: «Музей в чемодане» из музея (когда предметы какого-либо музея вывозятся за его пределы); «Музей в чемодане» для музея (когда редкие предметы собираются в чемоданы для конкретного музея, организации выставок с последующим возвратом их владельцам). Проект решает ряд педагогических задач: приобщение к культурным и историческим традициям родного края, формирование патриотического и гражданского самосознания обучающихся; включение обучающихся в просветительскую деятельность в местном сообществе; совершенствование навыков обращения с музейными предметами; повышение социальной активности детей и взрослых путем включения в коллективную деятельность. Первая мобильная экспозиция была посвящена православным народным традициям, называлась «Красный угол в казачьей горнице». Экскурсия знакомит с предметами церковного быта, их назначением. Она повышает общий уровень православной культуры. Экспозицию «Личные вещи солдат времен Великой Отечественной войны» мы посвятили 70-летию Победы русского народа в этой страшной войне. Экскурсия носит антивоенный характер и направлена на повышение социальной активности молодого поколения. «Музей в чемодане», благодаря своей мобильности, активно использоваться для организации выездных выставок для широкой аудитории слушателей. Реализация данного проекта находится в начале пути и имеет большие потенциальные возможности: массовое вовлечение в проект обучающихся и их родителей, развитие новых форм сотрудничества, интеграция музея в образовательный процесс, активизация инновационной деятельности средствами музейной педагогики.
Современный школьный музей – это настоящий просветительский образовательный центр. Он создан для того, чтобы приобщить с раннего детства детей к культурному наследию, привить духовные ценности и объединить все поколения вокруг коллективного творческого дела. Чтобы подчеркнуть важность выбранного направления и привлечь внимание местного сообщества и гостей к музейной педагогике мы собственными силами соорудили на территории школьного двора памятную стелу. Музейные экспонаты расположены на стеле в определенном порядке, они образно символизируют настоящие нравственные ценности русского народа. На вершине стелы величественно возвышается русский самовар – символ гостеприимства и доброжелательности народа и нашей школьной организации. Об этом свидетельствует и сковорода, круглая, похожая на солнце. Именно на такой сковороде на широкую Масленицу жарят блины и угощают всех гостей.
Русский народ испокон веков отличался духовностью, стремлением к свету, добру, православной вере, поэтому на нашей стеле много светильников разной формы, один из них подарен нам школьным музеем Орловской основной школы.
Очень многие экспонаты символизируют трудолюбие нашего народа: серп, ухват, вилы, старинные утюги причудливой формы. На постаменте - прялка, гребень для работы с пухом или шерстью.
Грациозный кувшин и рукомойник ручной работы говорят о чистых помыслах и планах, направленных на созидание и творчество, на воспитание молодого поколения. В центре стелы не случайно находятся часы, с остановившейся стрелкой. Именно в музее мы можем заглянуть в прошлое, то есть на мгновение остановить время.
Далее еще один интересный экспонат – безмен, прибор для взвешивания. Представители старшего поколения, чтобы принять какое-то мудрое решение, сначала тщательно его обдумают, «взвешивают». К этому и мы должны стремиться, необходимо перенимать опыт, брать пример со старшего поколения.
Завершает композицию цепь, скрепленная замком, которая символизирует неразрывную связь поколений. Пока мы едины – мы непобедимы!
Таким образом, мы хотим заявить жителям хутора, всем гостям, что наш музейно-образовательный комплекс служит объединению людей, формированию гражданского и патриотического самосознания Человека культуры.
Очень хочется, чтобы каждый человек при входе во двор школы посмотрел на стелу, вспомнил что-то важное, связанное с малой родиной, нашел свой «образ – символ» и сохранил его в душе как светлую память о вечных ценностях великого русского народа.
Стремительно меняется мир, этого нельзя не замечать в школьном образовательном пространстве, закономерно и то, что совсем другие сейчас современные дети. И музей должен быть другим, должен отвечать потребностям, прежде всего, детской аудитории. Он нужен школе как «побудитель» творческой активности детей, способ улучшения и углубления их контактов с педагогами, сверстниками, родителями, средство обогащения образовательного процесса.
Школьный музей призван оставаться по преимуществу музеем детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова: поиск – открытие – творчество. Это музей, который создается детьми и одновременно – для детей. Актуализация школьного музея как открытой системы зависит от степени включенности в его работу учащихся, педагогов, родителей, местного сообщества, использования его материалов в учебно-воспитательном процессе. А для этого нужно создавать условия: повышать качество и разнообразие форм предъявления материалов, обеспечить доступность экспозиций для различных аудиторий, развивать сотрудничество и партнерские отношения между музейными профессионалами, обязательно обмениваться опытом работы, внедрять новые технологии взаимодействия с аудиториями пользователей.
Главная проблема школьных музеев в их разобщенности и закрытости, отсутствии ресурсных музейных центров, которые координировали бы развитие школьных музеев, способствовали бы развитию сотрудничества в музейном сообществе.
Чтобы повысить престиж школьных музеев необходимо сделать их современными центрами образования и просвещения, открытыми общественными институтами. И в этом направлении работа только начинается. Для ее продуктивности необходима помощь ученых, способных обобщить накопленный опыт и разработать методические рекомендации для музеев и образовательных организаций. Вопросы целеполагания, моделирования и проектирования музейно-педагогических процессов также требуют научного обоснования, апробации и самого широкого обсуждения как в научной среде, так и у практиков.
Историко-краеведческий музей Куликовской школы является региональной инновационной площадкой по музейной педагогике. Научным руководителем является С.В. Куликова, доктор педагогических наук, профессор ВГСПУ, рук. Центра научно-методической поддержки приоритетного национального проекта «Образование». Развитие музейно-образовательного комплекса Куликовской школы строится на принципах органической связи культуры и образования, интеграции музея и школы, учета возрастных и индивидуальных особенностей, гуманистической направленности, педагогической целесообразности, интерактивности, комплексности, программности и проективности. Инновационная деятельность направлена на решение проблем национального значения: на формирование патриотизма у молодого поколения, сохранение исторического наследия. Системная работа в данном направлении открывает новые перспективы развития и социализации личности, способствует объединению людей вокруг коллективного творческого дела [4, с. 18].
Только при консолидации сил ученых, музеев и образовательных заведений очень перспективное направление музейной деятельности может стать эффективным средством образования и просвещения личности, а школьный музей – «открытым общественным институтом».
Статья О.В.Перегудовой, директора школы и руководителя школьного музея.
Литература
1. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учеб. пособие по музейной педагогике / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии. – М., 2001. – 223 с.
2. Лихачёв Д.С. Земля родная: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение,1983.- 256 с: ил.
3. Лихачёв Д.С. Письма о добром. - СПб.: Издательство «Logos», 2007. - 256.
4. Перегудова О.В., Куликова С.В. Воспитание патриотического самосознания обучающихся средствами музейной педагогики// «Грани познания». Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ. №3(37). 2015. (Волгоград). www.grani.vspu.ru