Паспорт проекта
1.Название проекта: «От образа - к книге!»
2.Местонахождение муниципальной образовательной организацииВолгоградской области:403930, Волгоградская область, Новониколаевский район, х. Куликовский, улица Пролетарская, дом 34.
3.Описание проблемы, ожидаемого результата, краткое описание проекта:
Инициативный проект имеет приоритетное значение для жителей всего хутора и направлен на улучшение библиотечного обслуживания населения.
Данным вопросом образовательная организация и сельская администрация занимаются совместно. Отремонтировано помещение библиотеки и подсобные помещения. Приобретено современное оборудование (компьютеры, принтер, проектор).
В 2020 году стали лауреатами регионального конкурса «Школьная библиотека будущего», в номинации «Лучший дизайн – проектШИБЦ ОО».
Библиотечное пространство преобразовано, разделено на тематические зоны, имеет свой стиль оформления. В вестибюле представлена экспозиция «Книги Б.П.Екимова – кладезь мудрости», в литературной гостиной расположен краеведческий музей. Для воспитанников детского сада и детей младшего школьного возраста совместно с населением оформлены две зоны «В гостях у сказки».
В целях научного проектирования учреждение является региональной инновационной площадкой по теме«Школьный информационно-библиотечный центр как субъект инфраструктуры развития чтения»
Несмотря на проделанную работу, проблема формирования инфраструктуры развития чтения, удовлетворяющей потребности и запросы читающего человека, остается актуальной.
Ежегодный анализ книговыдачи библиотеки показывает снижение интереса к чтению как взрослой, так и детской аудитории. Стоит отметить, что книжный фонд давно не обновлялся, особенно не хватает книг для детей младшего и среднего школьного возраста.
С каждым годом растет число «слабых читателей», которые читают от случая к случаю, затрачивая на чтение минимальное время и считая его нецелесообразным занятием.
А ведь от читательской компетентности зависит дальнейшее культурное, интеллектуальное развитие личности. Чтение – эффективный инструмент решения актуальных задач в обществе: обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение распространение и развитие национальной культуры, разностороннее развитие детей и молодежи, формирование навыков самореализации личности.
Современные дети в большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Поэтому в литературной гостиной в презентационной зоне часто показывают инсценировки, проходят конкурсы чтецов. Зрительский зал большой, озвучивание мероприятий затруднено, так как нет акустической аппаратуры. Приобретение необходимой аппаратуры значительно повысит качество проводимых просветительских мероприятий.
Очень важно пробудить интерес к чтению в самом раннем возрасте. Поэтому в проекте особое место отводится воспитанникам дошкольных групп. Совместными усилиями детей и взрослых оформляется библиотечное пространство для юных читателей по принципу «от образа – книге».Например, комната добра населена светлыми персонажами и предметами из различных сказок.Темная комната скрывает в своих недрах представителей злых сил. Они прячутся в буфете, сундуке, на черных полках. Рассматривая предметы, ребята ярко представляют образы и открывают книгу…
3.1Цель проекта: повышение мотивации к чтению посредством создания нового образа школьной библиотеки.
3.2.Задачи проекта:
1. Привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств (создание буктрейлеров, постеров книжных новинок, презентаций, буклетов, библиотечных рекламных роликов).
2.Формирование интереса к чтению через внеурочную деятельность (постановка спектаклей силами драматического кружка, представления детского кукольного театра).
3.Популяризация литературного творчества через декоративно-прикладное искусство (создание диорамных поделок на основе прочитанных книг).
4 Усовершенствование материально-техническая базы(приобретение акустической системы
5.Формирование читательской компетенции смыслового чтения. (организация читательских конференций, библиотечных уроков, тематических диспутов).
6. Создание детского объединения читателей.
7.Формирование нового образа школьного информационно- библиотечного центра как поселкового досугового центра.
8.Использование нестандартных форм работы и современных технологий для повышения интереса к чтению(бенефис читателя, библио - глобус, бюро литературных находок, книжный марафон).
9.Знакомство с произведениями писателей –земляков, популяризация творчества Волгоградских писателей.
3.3.Ожидаемые результаты:
1.Создание положительного имиджа школьной библиотеки. 2.Функционирование детского объединения читателей.
3.Рост численности читателей и повышение их мотивации.
4. Увеличение библиотечных фондов.
5.Создание комфортных для обучающихся и воспитанников зон для коллективного чтения и обсуждения прочитанного.
6.Рост численности обучающихся,обладающих читательскими компетенциями.
7.Развитие сетевого взаимодействия с ШИБЦ Новониколаевского района.
8. Обеспечение свободного доступа всех участников образовательного процесса и родителей к информационно-образовательным ресурсам ШИБЦ;
9.Удовлетворенность участников и потребителей процессом сотрудничества в рамках организации досуговой деятельности.
10.Приобщение обучающихся и воспитанников к чтению произведений писателей-земляков, сохранение наследия Волгоградских писателей.
3.4 Участники инновационной деятельности: все участники образовательного процесса: воспитанники дошкольных групп, обучающиеся с 1 по 11 класс, воспитатели, педагоги, родители, местные жители.
3.5. Сроки реализации проекта (программы): июнь 2021 года – сентябрь 2021 года.
3.6.Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап (июнь 2021 года – июль 2021 года)
Цель: подготовка условий создания нового образа школьной библиотеки
- создание команды, распределение и закрепление функциональных обязанностей;
- определение дефицитов и ресурсов, средств, материалов, программного обеспечения, форм работы для реализации проекта;
- отбор технологий и разработка диагностических методик по направлениям деятельности;
-разработка программы поддержки и развития чтения,
- разработка макета организации библиотечного пространства;
- создание информационного поля с целью пропаганды чтения;
- разработка системы мониторинга эффективной деятельности и результатов читательской компетенции;
- проведение первичного мониторинга на выявление отношения к чтению. -
II. Основной этап (июль 2021 года – август 2021 года)
Цель: создание нового имиджа школьной библиотеки
- оформление экспозиции зон читального зала и улучшение материально-технической базы, помощь в проведении мероприятий по приобщению к чтению;
- создание детского объединения для осуществления проектной деятельности, направленной на приобщение к чтению,развитие читательской коммуникации;
- проведениедосуговых мероприятий в рамках сетевого взаимодействия;
- контроль и мониторинг уровня развития читательской компетенции и эффективности работы школьной библиотеки с целью коррекции деятельности. -
- развитие сотрудничества с электронной библиотекой «Литрес»;
- обеспечение свободного доступа всех участников образовательного процесса и родителей к информационно-образовательным ресурсам ШИБЦ;
- приобщение обучающихся и воспитанников к чтению произведений писателей-земляков, сохранение наследия Волгоградских писателей.
III. Заключительный этап (август 2021 года – 30 сентября 2021года)
Цель: анализ итогов реализации проекта
- оценка эффективностиреализации проекта, определение перспективы;
- защита проекта на конкурсах социально значимых проектов;
- презентация результатов на сайте школы.
3.7. Перспективы развития (новообразования) проекта (программы)
- организация нового библиотечного пространства;
- функционирование ШИБЦ;
- формирование банка инновационного опыта по совершенствованию инфраструктуры чтения в форме методических материалов:
- программа поддержки и развития чтения,
- электронный каталогмедиатеки.
- формирование системы значимых ценностно-смысловых установок и читательской компетенции;
- повышение качества и результативности функционирования ШИБЦ;
- снижение численности детей «группы риска» как результат приобщения к чтению;
- рост читательской активности;
- усовершенствование материально-технической базы;
- создание раздела сайта о ШИБЦ;
- функционирование детского объединения читателей;
- разработка системы диагностики и оценки читательской компетенции;
3.8. Теоретические основы проекта (названия научных школ, педагогических теорий и концепций)
В инновационном проекте используется ценный опыт методики чтения прошлого. «Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания» – писал А. Герцен, а В.А.Сухомлинский утверждал, что «нельзя быть счастливым, не умея читать», «чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей».
Основной теоретической основой инновационной деятельности служит методика «Объяснительное чтение», разработанная К.Д. Ушинским. Она говорит о познавательном значении чтения и о важности эстетического воздействия его на читателя. К.Д. Ушинский рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни », и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».
Теоретической основой инновации являются научные работы известных психологов Б.Д. Эльконина, Т.Г. Егорова, в которых разработаны технологии формирования чтения.
3.9. Ресурсное обеспечение проекта:
Согласно приказу Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области № 165 от 06.03.2020 «Об итогах конкурсного отбора образовательных организаций Волгоградской области, на базе которых в 2020 году создаются школьные информационно-библиотечных центры, отвечающие современным требованиям» проект МБОУ «Куликовская СШ» «Школьный информационно-библиотечный центр – площадка новых возможностей» вошел в число победителей конкурса. Для успешной реализации данного проекта необходимо создание научно-методических, материально-технических, финансово-экономических, кадровых условий обеспечения концептуальности, системности, результативности деятельности.
Школьная библиотека находится на втором этаже двухэтажного здания по адресу: х. Куликовский, улица Пролетарская, дом 30. Это отдельное благоустроенное помещение, в котором можно выделить несколько зон: рекреационная зона – вестибюль (15,3 м2), зона обслуживания читателей и зона размещения книжного фонда в открытом доступе (46 м2), книжное хранилище в закрытом доступе (15,93 м2), читальный зал (литературная гостиная) (49,4 м2).
Литературная гостиная – это зал музейно-образовательного комплекса МБОО «Куликовская СОШ», который посвящен литературному краеведению, творчеству писателей и поэтов Волгоградской земли. Оформлены экспозиции: «Б.П. Екимов – писатель современности», «В.И. Паршин – поэт радости и печали».
В литературной гостиной создана презентационная зона для организации тематических выставок (витрины, выставочные стенды, столы); имеется зона для выступлений (сцена, декоративный занавес), зона для зрителей и коллективной работы с гибкой организацией пространства (круглые столы, резные стулья), в зале установлен телевизор, проектор, экран.
Здесь педагоги организовывают различные массовые мероприятия для детей и взрослых: читательские конференции, открытые уроки, методические семинары, конкурсы чтецов, праздники, утренники (для воспитанников дошкольных групп Куликовской школы).
Школа многие годы занимается инновационной деятельностью по музейной педагогике, поэтому в литературной гостиной часто проходят мероприятия гражданско-патриотической направленности: Дни Памяти, Уроки Победы, Уроки Мужества, муниципальный Екимовский фестиваль.
В МБОУ «Куликовская СШ» функционирует Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста». Создание современного информационно-библиотечного центра откроет новые возможности для повышения качества образования вне зависимости от места проживания.
ШИБЦ может обеспечивать как и образовательную, так и воспитательную, гражданско-патриотическую, духовно-нравственную, информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную, досуговую деятельность.
Важной тенденцией в развитии образования станет предоставление со стороны школьной библиотеки инфраструктуры для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Таким образом, реализация проекта поможет сделать современную школьную библиотеку местом коллективного мышления и творчества для всех участников образовательного процесса, центром формирования читательской компетенции.