«От буквы к слову»
Обучение в школе – это переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии дошкольника. Меняются образ жизни ребенка, условия его деятельности, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. И очень часто причиной неуспеваемости, повышенной тревожности и школьных неврозов является неготовность ребенка к систематическому школьному труду. Для того чтобы снизить уровень трудностей адаптационного периода, необходимо изменить целевые ориентиры образовательной деятельности в процессе дошкольной подготовки. А это значит, что для успешного обучения детей в школе важна как психологическая (познавательный интерес, определенный уровень развития мышления, внимания, памяти, речи, коммуникативных и творческих способностей, навыков самоконтроля), так и содержательная подготовка по основным дисциплинам (математика, обучение грамоте и др.). Для решения этих проблем на базе Куликовской школы были организованы занятия по подготовки детей к школе «От буквы к слову».
Цель программы - формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), занятия проводились два раза в неделю во второй половине дня, продолжительностью 30 минут.
Методы обучения, применяемые на занятиях многогранны, направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы.
На занятиях был использован разнообразный дидактический материал (подвижная азбука – наборное полотно и карточки с буквами и цифрами); магнитная доска; индивидуальные разрезные наборы букв и цифр; карточки с цветным изображением звуков (красный – гласный, синий – согласный твёрдый, зелёный – согласный мягкий); предметные картинки для составления предложений и задач; сюжетные картинки для составления рассказов; рабочие тетради, развивающие игровые наборы и многое др.
Обучение было организовано таким образом, чтобы дети занимались с желанием, были инициативны. Во все занятия включались всевозможные игры по обучению грамоте, занимательные упражнения, фонематические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто вводились игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям. Для снятия усталости, использовались физические минутки и пальчиковые гимнастики.
На протяжении года дети с удовольствием посещали занятия, на которых в игровой форме получали новые знания и положительные эмоции.
К концу года дети овладели основными теоретическими и практическими навыками будущего школьника.
В теоретической подготовке будущие школьники знают:
- Буквы и звуки. Основное различие между звуком и буквой (звуки мы произносим, а буквы пишем).
- Последовательность цифр от 0 до 9, счёт предметов в пределах 10.
- Домашний адрес, имена и отчества родителей.
- Правила поведения в школе, на улице.
- Основные формы вежливого общения, этикета.
- Основные признаки времен года.
- Значение природы для человека.
В практической подготовке умеют:
- Правильно держать ручку при письме.
- Ориентироваться в тетради:разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки.
- Фиксировать границу и величину элементов.
- Запоминать конфигурацию букв, цифр.
- По фрагментам продолжить узор.
- При раскрашивании фиксировать границы рисунков.
- Называть и различать простейшие геометрические фигуры.
- Показывать и называть предмет расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными предметами.
- Сравнивать предметы по размерам.
- Писать и применять знаки «+», «-», «=».
- Решать простые задачи на нахождение первого неизвестного;
- Различать понятия больше меньше, уметь сравнивать, ставить знаки >, <, = ;
- Использовать основные формы приветствия, просьбы и т.п. в отношениях с другими людьми.
- Различать изученные растения и животных.
- Объяснять, какое значение имеет окружающая природа для людей.
Таким образом, программа подготовки детей к школе доказала свою эффективность и необходимость. Из опыта работы делаю вывод, что, получив такую подготовку, дети не будут испытывать большие трудности в школьной жизни.
Учитель начальных классов Харитонова Ю.А.